Х
Заказать звонок

Как Гудини выполнял свои трюки?

Представьте картину: человека сковывают цепями, запихивают в бочку, а бочку опускают на дно морское. И — о, чудо! — через какое-то...

Эти трюки выполняют артисты, которых называют мастерами по освобождению. А началось все с легендарного Гарри Гудини.

В русском языке нет общепринятого перевода английского термина escape artist. Как правило, мы именуем артистов, выполняющих трюки с освобождением от веревок, наручников или из бочек с водой, иллюзионистами, а их номера — фокусами. Когда «волшебным образом» достают кролика из шляпы, зрители не сомневаются, что их просто провели. Когда же человек освобождается от смирительной рубашки на высоте нескольких десятков метров, мы готовы поверить своим глазам, а ответ на вопрос «Как у него это получилось?» нас действительно занимает.

У истоков жанра стоял великий иллюзионист Гарри Гудини. Его номера до сих пор пытаются повторить артисты всего мира, постоянно их совершенствуя. Справедливости ради надо отметить: трюки с освобождением появились задолго до Гудини. Но именно он сумел создать шоу, державшие публику в напряжении на протяжении всего номера.

Гудини следовал двум ключевым правилам, они стали законами жанра, и их неукоснительно соблюдают современные исполнители. Первое — показать, что номер чрезвычайно трудный, даже если это и не так. Публика должна верить, что артист подвергает себя смертельному риску. Например, номер Гудини «Освобождение из запертого сейфа» длился более сорока минут. Зрители начинали волноваться, жив ли фокусник, — отверстий в сейфе не было, и человек за такое время должен был задохнуться. В тот момент, когда особо нервные уже были готовы звать полицию, артист выходил из-за ширмы, за которой находился сейф. Позднее фокусник признавался, что освобождался из сейфа за 3–4 минуты, а все остальное время просто сидел за ширмой и читал книгу.

Второе правило — зритель должен сам создать ловушки. Гудини устраивал показательные выступления в тюрьмах и полицейских участках, освобождаясь от «местных» замков и наручников. Ему не раз бросали вызовы, на которые он обычно откликался и выходил победителем. В 1911 году английские моряки предложили артисту встать перед жерлом заряженной пушки с зажженным фитилем. Гудини приковали стальными цепями, закрепленными на полу, а руки привязали к дулу замысловатыми морскими узлами. В распоряжении мастера было 20 минут — именно столько горел фитиль. Гудини справился за двенадцать. Если бы он не успел, этот номер стал бы последним в его жизни.

Секреты не раскрыты

как Гудини выполнял свои трюки? Ответ на этот вопрос скрыт за семью печатями, а лучше сказать, замками. В 1974 году мир ждал, что секрет наконец-то будет открыт: ходили слухи, что Гудини оставил завещание с указанием вскрыть конверт, когда исполнится сто лет со дня его рождения. Но когда указанная дата наступила, никакого завещания не обнаружилось.

Номера Гудини исполняют многие иллюзионисты. Но это не проливает свет на тайну. Дело в том, что у артистов иллюзионного жанра главное «цеховое правило» — не выдавать секретов зрителям. Фокусники уверяют: механика номеров Гудини давно известна и утверждение, что большинство трюков великого мастера до сих пор не раскрыто, — миф, необходимый для сохранения интриги.

Несколько лет назад музей в американском городе Эплтон устроил разоблачение одного из самых известных номеров Гудини. Артиста заковывали в наручники, помещали в мешок, а мешок клали в запертый сундук. По предложенной версии, задняя стенка сундука просто отодвигалась. На выставке в музее был даже продемонстрирован видеофильм, демонстрирующий механику трюка. Это вызвало осуждение многих фокусников, и музею во избежание диверсии пришлось усилить охрану. Впрочем, и сам Гудини в свое время «подставил» коллег, сообщив прессе о том, что в популярном в начале века трюке «говорящий чайник» используется радио. Одно несомненно — Гудини обладал невероятным мастерством обращения с замками и отмычками. В начале карьеры он несколько месяцев провел в слесарной мастерской в качестве ученика, а потом постоянно совершенствовался.

Он действительно мог виртуозно, в считаные секунды открыть практически любой замок. Но перед исполнением подобных номеров Гудини тщательно обыскивали либо артист выступал раздетым. На вопрос «Откуда отмычки?» точного ответа нет. По одной из версий, они были так малы, что их можно было спрятать в складках кожи; по другой — Гудини их глотал, привязав ниткой к зубу. Возможно, ключи или отмычки Гарри передавала жена, бывшая его бессменной ассистенткой во время выступлений. Перед исполнением номера она обычно целовала мужа «на удачу», утверждают, что с помощью поцелуя Гудини и получал инструмент.

Кроме того, мастер постоянно занимался тренировками, развивая гибкость суставов, связок и силу. Он умел незаметно напрягать мускулы, когда его связывали, чтобы затем, расслабившись, освободиться от веревки.

Гудини рассказывал, что однажды долго не мог выбраться из молочного бидона. Дыхательные отверстия в крышке оказались слишком узкими, артисту не хватало воздуха, и счет шел на секунды. Гарри удалось раскачать и уронить бидон, и в этот момент от удара отлетела одна скоба, сдерживавшая крышку.

И все-таки главным для Гудини, по его словам, было не везение и не подготовка, а умение победить страх. Он утверждал, что для успеха необходимо во что бы то ни стало сохранить спокойствие и ни на секунду не поддаваться панике, которая могла грозить гибелью.

Продолжение следует…

Вы по достоинству оценили наши предложения и хотите увидеть фееричное шоу на своем празднике?

Тогда дело «замалым»! Позвоните по указанному телефонному номеру или отправьте сообщение на наш электронный адрес и… Иллюзионист Владимир Евсеев и его творческий коллектив «Магик-шоу» будут удивлять ваших гостей необыкновенными фокусами, яркими танцами, зрелищным экстрим-шоу и многим другим на незабываемом празднике.
8 910 672 64 40
Отправить заявку