Х
Заказать звонок

Человек-снаряд

В цирках разных стран иногда показывают завораживающий и экстремальный номер. Стреляют человеком из пушки, отчего тот развивая скорость в 100 километров в час, пролетает некоторое расстояние и приземляется. Согласитесь, дело страшное, но очень интересное.

Весной 1936 г. на экраны вышел фильм известного кинорежиссера Григория Александрова «Цирк». В фильме немецкий цирковой артист Франц фон Кнейшиц привозит в Советский Союз «мировой аттракцион»: артистка Марион Диксон (ее играла Любовь Орлова) выстреливалась из пушки, которая стояла на арене. Сама идея опасного номера не была придумана режиссером. На то время этот «смертельный» номер имел полувековую историю и не однажды демонстрировался в цирке.

По-английски стрельба людьми из пушки, как и сами эти трюкачи, называется "Human Cannonball". Некоторые источники утверждают, будто бы первый выстрел человеком из орудия имел место в 1871 году: какого-то парня нарядили женщиной и запустили из подобного катапульте устройства в лондонском мюзик-холле. По другим данным, первым "снарядом" был в 1875-м Джордж Лоял из цирка Янки Робинсона.
Но большинство историков цирка приписывают изобретение "человека — пушечного ядра" англичанину Джорджу Фарини, который представил сей экзотический трюк 2 апреля 1877 года. Он выстрелил 14-летней девочкой по имени Росса Матильда Рихтер, известной под псевдонимом Зазель. Выстрел этот прогремел в Королевском аквариуме в Вестминстере.

В 1888 году в знаменитом парижском цирке Франкони показали номер, который назывался «Человек-бомба». Посреди сцены устанавливалась большая пушка. Команда заряжала ее человеком — «живым снарядом». Его роль исполняла артистка мисс Люлю. Очевидец аттракциона рассказывал: «Музыка стихала, наступал момент тягостного молчания. Наконец слышалась отрывистая команда: «Пли!» — и под гром выстрела, среди огня и дыма из пушки вылетала «живая бомба». Эффект был поразительный». Публика не подозревала, что в действительности артистку выбрасывали из пушки не пороховые газы, а мощная пружина, которая помещалась в стволе. Грохот выстрела, дым и огонь служили для усиления зрелищного эффекта.Долгое время у артистки Люлю не было последователей. Очень долго не находилось таких же бесстрашных, как артистка Люлю. Выступление «Человек-бомба» постепенно забывалось.


Пока в 1922 году итальянский акробат Идельбрандо Заккини , видевший аттракцион Фарини в детстве, не решился реконструировать этот трюк. Вместе со своими сыновьями, он построил новую революционную пушку: движущей силой стали не пружины, а сжатый воздух. "Человек-ядро" забирался в находящийся в стволе цилиндр. Этот цилиндр воздух выталкивал, но не наружу, а, если можно так выразиться, до кромки ствола. Цилиндр останавливался, а человек вылетал. В общем, пружины заменила пневматика. Кроме того, стараниями Заккини были добавлены спецэффекты в виде шума и дыма, придавшие сходство с настоящей артиллерией. Обосновавшись во Флориде, Идельбрандо и его отпрыски постоянно совершенствовали орудие и технику исполнения номера. В начале 1930-х Марио и Эмануэль Заккини впервые вылетели из пушки вдвоём, по очереди. Вообще же, "ядрами" были пятеро из семи сыновей Идельбрандо, а всего, в разные годы, в трюках участвовали 38 членов этой семьи. В течение нескольких лет Заккини выступали с цирком Ринглинга, пока в 1939-м не открыли свой собственный аттракцион. Одним из самых эффектных его элементов был полёт братьев навстречу друг другу на скорости до 145 км/час и высоте 40 с лишним метров. А ещё они пролетали над колесом обозрения. Последний из первого поколения "пушечных ядер Зачини", Марио, умер в 1999 году в возрасте 87 лет. Вспоминая о своих подвигах, он рассказывал, что "полёт — не самая трудная часть трюка, главное – нормально приземлиться" в сеть, которая с высоты кажется "очень маленькой".


Между тем, остальные члены семьи Заккини продолжали своё дело. Они построили пушку X-15, способную запустить двух человек одновременно, и снова воссоединились с цирком Ринглинга в 1966-м. Через несколько лет целых пять трупп "пушечных ядер" Заккини с 14 орудиями гастролировали по стране одновременно.
Эдмондо Заккини, один из племянников Марио, был последним "человеческим снарядом" в семействе — его заключительный полет был совершён 29 августа 1991 года. Конечно же, роль "ядра" исполняли не только итальянские циркачи. Был, например, некто Элвин Бейл, называвший себя "Человеком-шаттлом" . В 1986 году этот "челнок" промахнулся и вместо воздушных камер врезался в стену, был серьёзно ранен.

Но, вернемся в Россию. Когда осенью 1927 г. в Советский Союз прибыл с аттракционом «Человек-снаряд» итальянец Уго Цаккини, его гастроли имели необыкновенный успех. Афиши возвещали: «Впервые в Европе! Невиданный аттракцион!». Орудие Цаккини имело ствол длиной около пяти метров и диаметром сантиметров шестьдесят. Внутри пушечного ствола скользил поршень. Уго Цаккини, красивый молодой человек, одетый в белый комбинезон, влезал в ствол пушки через жерло, ногами к поршню. В момент выстрела сжатый воздух толкал поршень, и тот, стремительно двигаясь вперед, выбрасывал артиста из ствола. Смельчак пролетал по дуге и падал в сетку, натянутую над ареной. Цаккини взлетал вверх метров на пятнадцать. Ходили слухи, что он собирается увеличить высоту полета до пятидесяти метров и даже больше, до ста пятидесяти. Правда, это грозило огромными нагрузками.

Вот что писала по этому поводу пресса того времени: «Эта иллюстрация показывает способ, посредством которого живой снаряд выбрасывается из орудия в сетку, расположенную на расстоянии 19 сажен. Изобретатель его, Уго Цаккини (Турин), проделывает весьма оригинальный и рискованный трюк: воздушный полет из дула оружия в сетку. Орудие представляет собой громадную мортиру, установленную на грузовом автомобиле. Цаккини влезает в пушечное жерло и затем вылетает оттуда с громким выстрелом и тучей дыма». Вначале распространилась молва, что в мортиру закладывается действительный заряд пороха, взрыв которого толкает человека вверх; однако, на самом деле, звук выстрела и пороховой дым нужен лишь для производства соответствующего психологического воздействия на зрителей. Самый же толчок осуществляется посредством сжатой спиральной пружины. Благодаря наличию системы зубчатых колес и канату, последняя может сжиматься, производя удар после спуска собачки. Очевидно, что успех всего трюка зависит от равномерного действия пружины, иначе «снаряд» может пролететь мимо своей цели.

После Цаккини приехал другой иностранный гастролер — норвежский цирковой артист Лейнерт с партнерами. Пушка Лейнерта, как и Цаккини, тоже была пневматической. Аттракцион Лейнерта проходил на ура. В харьковском цирке за выступлениями норвежца наблюдал студент автомобильного института, 20-летний Семен Речицкий. После просмотра выступления Лейнерта у Речицкого возникла идея создать подобный аттракцион, но более усовершенствованный. У Семена Речицкого нашлись помощники в создании «цирковой пушки». Почти семиметровый ствол пушки размещался на шасси грузового автомобиля. Для выбрасывания «живого снаряда» вместо силы пружины или сжатого воздуха использовалась энергия тяжелого маховика весом 200 килограммов. Для раскручивания маховика использовался бензиновый двигатель. Сооружение весом около восьми тонн было громоздким и больше подходило для демонстрации в городских парках или на стадионах. Зато стреляла пушка дальше иностранных. Вскоре на харьковском стадионе «Динамо» состоялось первое испытание «цирковой пушки». Выброшенный из орудия Речицкий пролетел по огромной дуге полтора десятков метров и упал невредимым в сеть, туго натянутую над землей. Вторым так же удачно выстрелили акробата Любимова. В Москве аттракцион демонстрировали в парке имени М. Горького, а также в парке «Сокольники». В роли «живого снаряда» выступала молодая гимнастка Вера Буслаева.

Сначала ствол пушки устанавливался в горизонтальное положение и исполнительница становилась на него. Ствол начинал медленно подниматься, а смелая гимнастка медленно шла по нему к жерлу. Потом она опускалась в ствол, стоявший уже наклонно дулом вверх. Запускался мотор, раскручивался маховик. Речицкий, который сидел за пультом управления, поворачивал рычаг, мощная энергия стремительно вращавшегося маховика приводила в действие механизм пушки, и тот выбрасывал артистку из ствола. Дальше — свободный полет и падение в спасательную сетку. Необходимо сказать, что при выстреле вес девушки увеличивался более чем в три раза, а при падении в сетку — почти в 14 раз!

В 1935 году во время выступления в «Сокольниках» к Речицкому подошел незнакомый мужчина и представился: «Кинорежиссер Александров». Режиссер сказал, что снимает фильм, в котором будет показан цирковой аттракцион с пушкой. Он попросил проконсультировать, как лучше снять сцены с пушкой. Естественно, Речицкий знал имя Григория Александрова. Весь Советский Союз знал постановщика комедии «Веселые ребята». Речицкий дал режиссеру самую подробную консультацию. Об этом говорит то, что советская пушка в фильме «Цирк» очень напоминает «цирковую пушку» Речицкого. После выхода кинокартины на экран Речицкий и его друзья начали называть свой номер «Большим советским аттракционом фильма "Цирк"».

Летом 1936 г. коллектив Речицкого отправился на гастроли по стране. Успешные выступления следовали одно за другим. Никто не мог и предположить, что впереди ждет большая беда. Это случилось в Москве в 1938 г. на территории Лефортовского парка. Племянник Семена Речицкого, кандидат технических наук В. Л. Речицкий вспоминал: «В один из дней подвернула ногу и не смогла выступать Вера Буслаева. Подменить ее вызвался цирковой акробат. Он решил блеснуть мастерством и усложнить полет, введя в него сальто. Семен категорически запретил рискованный эксперимент. Однако на одном из представлений за акробатом недоглядели. Сальто укоротило траекторию метра на три. До края сетки акробат не дотянул…».

Вина за гибель человека была возложена на конструктора пушки. Возглавлял комиссию по расследованию несчастного случая знаменитый укротитель зверей Борис Эдер. Речицкий доказывал, что причиной катастрофы явилась недисциплинированность артиста, а конструкция пушки здесь ни при чем. Все было напрасно, никакие доводы не убеждали комиссию. Тогда Речицкий сам «выстрелился» из своей пушки и точно пришел в сетку! Обвинение с конструктора было снято, а пушка… уничтожена.


Причиной смерти "пушечных" трюкачей были как раз такого рода промахи. Штат Нью-Йорк в своё время даже законодательно запретил выстреливать людей из орудий. Тем не менее, шоу продолжается и по сей день. Исполнителей, мужчин и женщин, можно пересчитать по пальцам, но они есть. Правда, от пневматики в настоящее время трюкачи отказались – пружины безопаснее.

Но риск по-прежнему велик. Относительно недавно, 9 февраля 2002 года, "ядро" с 20-летним стажем Эрмес Зампрела , выступая во Флориде, перелетел подушки и грохнулся на землю. Пострадал он серьёзно, но, говорят, выжил. Практически то же самое в 1974-м произошло с 21-летней англичанкой Мэри Коннорс.

Рекорд по дальности полёта сейчас принадлежит американцу Дэвиду Смиту : в 1995-м он "выстрелился" на 55 метров, побив 53-метровый рекорд Заккини от 1940 года. 

Вы по достоинству оценили наши предложения и хотите увидеть фееричное шоу на своем празднике?

Тогда дело «замалым»! Позвоните по указанному телефонному номеру или отправьте сообщение на наш электронный адрес и… Иллюзионист Владимир Евсеев и его творческий коллектив «Магик-шоу» будут удивлять ваших гостей необыкновенными фокусами, яркими танцами, зрелищным экстрим-шоу и многим другим на незабываемом празднике.
8 910 672 64 40
Отправить заявку