Х
Заказать звонок

Женщина- иллюзионистка

Не правда ли, сложно представить себе иллюзиониста из прекрасного пола. Когда мы говорим фокусник – мы представляем мужчину, одетого во фрак, в окружении очаровательных ассистенток. Но в истории была иллюзионистка - русская красавица советского цирка, народная артистка России Альбина Зотова.

Альбина мечтала о цирке тайно. Отец – военный летчик, погиб в первые дни войны. Мама – медицинский работник, воспитывала дочь в строгости, и слышать не хотела о цирке. Школьница Альбина занималась хореографией, акробатикой, а потом ехала через всю Москву - в секцию верховой езды. Окончила цирковое училище и в 1957 г. попала в номер «Па-де-труа на лошадях» под руководством Валентины Щетининой. Здесь ее заметил заслуженный артист РСФСР Борис Павлович Манжелли, пригласил в создававшуюся конно-балетную пантомиму «Бахчисарайская легенда» на роль Заремы. Вот где блестяще раскрылись дарования Зотовой! Она покоряла сердца зрителей не только техникой высочайшего класса, но и щедрым драматическим талантом. Ее Зарема, ослепительная красавица-грузинка, исполняла на стремительно летящей лошади свой печальный танец оскорбленной изменой страсти. В каждом ее головокружительном прыжке воплощались «порывы пламенных желаний», мольба об утраченной любви Гирея. За убийство соперницы Зарему сжигали – и это был первый в жизни Зотовой иллюзионный трюк.

После «Бахчисарайской легенды» казалось невозможным создать что-либо, достойное Заремы. Но, окрыленная любовью (Альбина вышла замуж), Зотова трудится неутомимо и, главное, вдохновенно. Так родилась еще одна вершина в жанре «Гротеск на лошади» – номер «Буденовка». Теперь перед зрителями представала совсем другая – героико-романтичная Альбина, ни сколько не похожая на пылкую обитательницу гарема.

Впрочем, было и общее – рекордные по сложности и чистоте исполнения прыжки на галопирующей лошади. Она исполняла знаменитый, не покорившийся до нее ни одной женщине, прыжок с манежа на спину несущейся по кругу лошади – «курс». Три «курса» подряд, причем, последний прыжок – с четырехметровым знаменем в руках. Высшее достижение в старинном, как цирк, жанре, удивительные по высоте прыжки, когда казалось, что земное притяжение потеряло всякую власть над этой хрупкой девушкой. Но Зотова получила серьезнейшую травму ноги, ей сделали операцию. Год она доказывала себе и врачам, что сможет не только ходить без палочки, но и взлетать буденовкой. Доказала. Но… повторная травма той же ноги. На сей раз верный конь с коварной кличкой Бармалей не дождался своей повелительницы…

В гримировочную к закованной в гипс Зотовой пришла Зинаида Тарасова и предложила принять ее иллюзионный аттракцион. Не возраст, а тяжелая болезнь заставляли Зинаиду Александровну покинуть манеж, но не могла она уйти, не передав свое детище в надежные руки. Из всеми признанного мастера Зотова превратилась в послушную ученицу, осваивающую азы нового для нее жанра. «Заключительные гастроли иллюзионного ревю п/р засл. арт. РСФСР Зинаиды Тарасовой. Исполнитель – Альбина Зотова» – так извещала афиша. В Кишиневе и Оренбурге они выходили вместе, Альбина исполняла трюки, чувствуя самую надежную поддержку. В Свердловск Зотова приехала уже без своей наставницы, ставшей для нее на всю жизнь настоящим другом, тем самым, что познается в беде.

Всем иллюзионистам снятся одинаковые по содержанию сны-кошмары: будто фокусник в манеже (или на сцене, что абсолютно не существенно), сидят зрители, и вдруг обнаруживается, что реквизит не заряжен…Когда такие сновидения стали посещать Зотову все реже, она почувствовала, что аттракцион в настоящем его состоянии тесен ей, как платье с чужого плеча. Хотелось обрести лицо собственное, полнее проявить свою творческую индивидуальность, которая никогда не дает настоящему артисту успокоиться на достигнутом.

Счастлива женщина, когда рядом с ней муж – соратник, единомышленник, надежная опора. Анатолий Михайлович Ширман (сын одного из троих братьев-клоунов Ширманов, доброго, смешного в манеже и по- одесски остроумного в жизни человека) – тоже клоун. Он работал в аттракционе З.Тарасовой, разумеется, что теперь Ширман – активный участник иллюзионного действа А.Зотовой. В 1974 г. А.Ширман в соавторстве с драматургом Виктором Гераскиным создает сценарий иллюзионного ревю «Озорные чудеса», в котором впервые соединены танцевально-хореографические миниатюры с комическими трюками и фокусами, в результате чего рождается большое иллюзионное шоу на основе русского фольклора.

Русская тема была подсказана жизнью: Зотова приехала на гастроли в Горький (ныне Нижний Новгород), где сам воздух был насыщен красотой народных промыслов. Городец, Семенов, Казаково – это золотая хохлома, сказочная филигрань, необыкновенная вышивка золотом по бархату…

Все оформление нового аттракциона делали в городе Семенове, большую матрешку расписывал замечательный художник Иван Сорокин. Гордость аттракциона – поистине сказочные костюмы, придуманные художницей Мариной Зайцевой, расшитые в Городце, знаменитом мастерицами-вышивальщицами парадных знамен.

Альбина Зотова выезжала на автомобиле, а затем из той же «Волги» появлялись на манеже все ее ассистенты и ассистентки. И начиналась веселая круговерть. Скатерть-самобранка украшала пустой стол всякими яствами, разложенными в хохломскую посуду. В расписном грибе исчезали ассистенты и появлялся клоун. Маленькие куколки Ванька-Манька в ящике превращались в танцоров; наказанный за шалость клоун становился маленьким, но, напившись молока в огромной бутылке, вырастал до своих обычных размеров. Пожалуй, фирменным знаком Зотовой стал волшебный самовар, в который Зотова заливает ведрами воду, потом поит горячим чаем зрителей, а затем из самовара появляется целый ансамбль, исполняющий русскую кадриль.

Описание программы «Озорные чудеса»:

Вносят замечательный по красоте ларец, из него Зотова достает множество расписных шалей – ларец пуст. Прикрыла крышку - вынула троих белых кроликов, снова продемонстрировала, что в ларце ничего нет – и вынула еще одного кролика, да такого большого, что это целый кролище.

Избушка на курьих ножках. Все дверцы, ставеньки открыли – видно, что там никто не живет. Ан нет – крышу сняли, в избушке – девушка (на съемках «Новогоднего аттракциона» в избушке «нашли» Филиппа Киркорова – это с его-то ростом, да еще на коньках!).

Вывезли пустую клетку. Накрыли ее покрывалом, открыли – там две танцовщицы; эти девушки вышли, влезла в клетку девушка из домика (на ней приметный костюм «курочки»), снова закрыли-открыли, в клетке «курочки» нет, зато еще две танцовщицы и, к особой радости детворы, любимый герой русских сказок Иванушка-дурачок.

Из малахитового ларца появилась девушка-ящерка – исчезла, как греза. Очарованный ее акробатическим танцем Иванушка готов искать ее даже на дне ларца. Ларец с Иванушкой поднимают под купол, передняя стенка открывается, и мы видим, что там – девушка, которая держит в руках куклу: Иванушка превратился в куклу! Не беда. Волшебница велит принести котел с молоком. Движение руки – и под котлом вспыхивает огонь, молоко кипит, волшебница опускает туда кукольного Иванушку – и из клубов пара поднимается, если не помолодевший, то уж поумневший наверняка Иванушка.

В 1980 г. А.Зотова была награждена медалью «За трудовое отличие».

«Озорные чудеса» пользовались все большим успехом у зрителей и прессы. Предстояла гастрольная поездка во Францию с коллективом «Цирк на льду». Для формирования программы аттракцион Зотовой прибыл в Кривой Рог. Поначалу «Чудесам» поверх льда настилали пол – получалось громоздко и не слишком-то красиво. Зотова решает попробовать обойтись без пола, хотя на коньках каталась лишь в детстве во дворе. Времени на обучение практически не было и, падая в очередной раз, Альбина кричала в сердцах: «Лед, я не люблю тебя!» Но не в ее правилах было останавливаться на полпути, и в Париже избалованная публика рукоплескала Зотовой, проводившей всю работу на коньках. Когда коньки стали продолжением ноги у Альбины и ее партнеров, аттракцион приобрел новое замечательное качество – необычайную динамику, возможную только на льду. Однако не случайно до Зотовой иллюзионисты не рисковали становиться на коньки, ведь любое неловкое движение исполнителя грозит разоблачением секрета фокуса. К тому же, лед исключает малейшую возможность использования люков и прочих секретных приспособлений, таящихся в специальном полу. Впрочем, они и не нужны Зотовой.

Искусство магии фокусов многогранно и обширно. Каждый может найти в нем место. Главная трудность — отыскать это место.

Вы по достоинству оценили наши предложения и хотите увидеть фееричное шоу на своем празднике?

Тогда дело «замалым»! Позвоните по указанному телефонному номеру или отправьте сообщение на наш электронный адрес и… Иллюзионист Владимир Евсеев и его творческий коллектив «Магик-шоу» будут удивлять ваших гостей необыкновенными фокусами, яркими танцами, зрелищным экстрим-шоу и многим другим на незабываемом празднике.
8 910 672 64 40
Отправить заявку